Вениамин Смехов о Юрии Любимове, Таганке и премьере «Гоголь-центра»: Кино: Культура, манера криптовалюта.

«Не знаю насчет быдла, но мне нравится играть непривычное»

За последние два года Максим Диденко стал одним из самых модных российских режиссеров, а его «Конармия», где солдаты Буденного идут в атаку нагишом, и «Земля», где сражение меж комсомольцами и кулаками превратилось в баскетбольный матч, стали предметом яростных споров критиков. Теперь он выпускает в «Гоголь-центре» спектакль о Борисе Пастернаке, в котором роль старого поэта неожиданно согласился исполнять Вениамин Смехов. «Лента.ру» расспросила ветерана легендарного Театра на Таганке о том, что он нашел в постановке молодого возмутителя спокойствия.

14 мая в «Гоголь-центре» выходит премьера «Пастернак. Сестра моя — жизнь», где вы играете поэта. Как началось ваше сотрудничество с этим театром и не сомневались ли вы, принимая решение об участии в спектакле Максима Диденко?

Все началось со «вчерашней», почти незаслуженной, идеальной радости — работе в любимовском Театре на Таганке. Вот 1964 год, мы начинаем там трудиться-учиться, а потом проходят какие-то пятьдесят лет — и выясняется, что об этом периоде «золотого века Таганки» написаны сотни диссертаций и тысячи хвалебных статей, и этот период входит в мировую театральную антологию.

А начиналось все примерно так же, «нежданно-негаданно» — как сейчас у Серебренникова, у Бутусова, как идет и у Максима Диденко. А к нему я приглашен, так сказать, вблизи наблюдать такое очевидное сходство. В чем? Наверно, в том опыте предпочтений, с которым Любимов пришел учиться вместе с нами какому-то своему театру. Он уже заявил о себе «Добрым человеком из Сезуана», и это было очень сильно. А дальше в течение двадцати лет — до изгнания Любимова из страны — длился этот «золотой век» Таганки, где в репертуаре сосуществовали очень разные, скажем так, заявки на жанры. Он не любил, когда называют какой-то конкретный жанр — мелодрама, трагикомедия, гражданская лирика. Он считал, что жанр надо искать. Вот и Диденко ищет свой жанр.

Вы видели раньше какие-то спектакли этого режиссера?

Да, я видел «Конармию» у брусникинцев, «Хармса», «Землю», я видел моноспектакль Дины Корзун «Звездный мальчик», который она играла на благотворительном вечере фонда «Подари жизнь». В нем не было ни одной секунды, не выверенной по жесту, там была проделана тонкая и красивая работа по пластической партитуре — не говоря о партитуре психологической, сказочной и так далее.

Что касается «Конармии», то это был яркий вызов в сторону Бабеля. Мне кажется, что Бабелю этот спектакль, который взрывает мысли и чувства, пришелся бы по вкусу (в отличие от части публики, которую возмущает подобное балетно-пантомимическое, карнавально-фантастическое «хулиганство»). Сочинения Диденко прекрасны тем, что он делает их в сговоре с актерами. И то, что я сегодня пошел на этот сговор, было для меня естественно.

Хотя, казалось бы, я уже избавился от соблазна театра, я в своих программах выступаю с публикой один на один, записываю аудиокниги, у меня работа в кино, на телевидении, на канале «Культура» — и так далее. Но я согласился участвовать в спектакле «Пастернак. Сестра моя — жизнь», потому что это обещало мне интересную трату «энергии заблуждения» в молодом и очень обособленном от привычной России круге живого искусства. В том круге, где, например, восхищают и «Кому на Руси жить хорошо» Кирилла Серебренникова, и «Рассказы Шукшина» в Театре Наций; где творят брусникинцы, которые с первого курса стали актерами, и где веселит душу «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре», в постановке Максима Диденко.

Спектакли Диденко обычно поражают прежде всего энергией, темпом, скоростью. Меж тем Пастернак — не очень «быстрый» поэт. Нет ли в этом проблемы, как вам кажется?

Я опять вспоминаю Таганку — ведь там был создан жанр поэтического представления. Героями таких представлений были Пушкин, Маяковский, Евтушенко, Вознесенский, Есенин — и это были, как горячо утверждают свидетели, незабываемые спектакли. Я думаю, что перевод поэзии на сцену требует отмены трепетных штампов восприятия авторов-кумиров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *